ДЕТСКИЙ САД "ВАСИЛЁК"

Учебно-воспитательный процесс

 Образовательные программы

 

Воспитательно - образовательная работа в детском саду №60 ведется в соответствии с

Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования

 

Образовательная программа дошкольного

образования

 

Авторы разработчики:

Якк В.А. - заведующий

Макшина С.В. - старший воспитатель

Савенкова Е.В. - воспитатель

Красовская Ю.Ю. - педагог-психолог

 

Краткая презентация

основной образовательной программы дошкольного образования

государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сад №60 комбинированного вида Колпинского района  Санкт-Петербурга

 

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) Государственного  бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 60 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга (далее ГБДОУ №60) разработана в соответствии с нормативными документами:  

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Закон об образовании в Санкт-Петербурге № 461-83 от 17.07.2013

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (Постановление от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педа­гог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  • Устав Государственного  ГБДОУ №60

Основная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 3 – 7 лет, предусматривает разностороннее развитие детей: развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 

Общие сведения о ГБДОУ д/с №60

ГБДОУ №60 посещают  воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет; функционируют 11 групп:

-         5 групп общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет;

-         5 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет;

-         1 группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития от 4 до 7 лет.   

 

Цели и задачи реализации Программы

 

Цели: 

    • формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности;

    • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

   Для достижения цели Программы ГБДОУ №60 ставит перед собой следующие задачи:

    • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
    • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
    • обеспечение на практике преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования и начального школьного образования;
    • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Используемые примерные программы

Разработанная Программа является стратегией педагогической деятельности ГБДОУ №60 по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на организацию целенаправленного воспитательного процесса, способствующего становлению системы нравственных ценностей детей, а также на развитие способности ребенка к самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию.

Программа разработана с учетом проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Парциальные программы:

    • Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Стёркина Р.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности», СПб, Детство - Пресс, 2002.

    • Князева О.Л., Маханева М.Д.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб, Детство-Пресс, 1998.

    • Алифанова Г.Т. «Первые шаги. Воспитание петербуржца - дошкольника», СПб, Паритет, 2000.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в ГБДОУ №60 (нормативный срок – 4 года).  

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей 

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально­педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

 

Виды взаимоотношений детского сада с семьями воспитанников

Сотрудничество – это общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

 Формы сотрудничества детского сада и семьи

 

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности родителей и членов семьи, семейных ценностей

Беседы (администрация, педагоги, специалисты)

Наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком

Мониторинг

Информирование родителей

Рекламные буклеты

Визитная карточка учреждения

Информационные стенды

Выставки детских работ

Личные беседы

Телефон доверия

Родительские собрания

Родительский клуб

Сайт, электронная почта

Оформление наглядной информации:

стенды, объявления, фотоэкспозиции, памятки

Совместная деятельность детского сада и семьи

Родительский комитет

Дни открытых дверей

Совместная проектная деятельность

Выставки совместного семейного творчества

Тематические встречи

Творческие мастерские

Семейные газеты,  фотоколлажи

Праздники, досуги с активным вовлечением родителей

Экскурсии

Консультирование родителей педагогами и специалистами

Согласно темам годового плана

-         Индивидуальное

-         Семейное

Просвещение и обучение родителей

Семинары-практикумы, мастер-классы:

-         по запросу родителей

-         по выявленной проблеме

Направленность:

педагогическая, психологическая, медицинская,

семейно-образовательное право

Приглашение специалистов

Сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет

Творческие мастерские

Тренинги

Дни открытых дверей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования

   

Авторы разработчики:

Якк В.А. - заведующий

Макшина С.В. - старший воспитатель

Савенкова Е.В. - воспитатель

Красовская Ю.Ю. - педагог-психолог 

  

Краткая презентация

Список используемых сокращений

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования –  

АООП ДО

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №60 комбинированного вида Колпинского района, г. Санкт-Петербурга –

ГБДОУ д/с №60

Ограниченные возможности здоровья – ОВЗ

Задержка психического развития – ЗПР

Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования – ФГОС ДО

 

АООП ДО ГБДОУ д/с №60 разработана для детей с ОВЗ на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развития детей, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Педагогический процесс построен на базе следующих программ: 

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

  • Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.

  • Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. 

Комплектование групп компенсирующей направленности и выпуск воспитанников ГБДОУ д/с №60 осуществляет постоянно действующая районная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦППРиК) которая определяет сроки коррекционно-развивающей работы индивидуально по отношению к каждому ребёнку.

Решение о направлении детей в течение года в ЦППРиК принимается на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума ГБДОУ д/с №60 с согласия родителей (законных представителей).

Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ планируется с учетом результатов психолого-педагогического обследования, позволяющего выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей.

Для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития предусматривается получение дошкольного образования, сопоставимого по конечным достижениям (на момент окончания дошкольного образования) с образованием сверстников, не имеющих нарушений развития, в те же календарные сроки.

 

Цели и задачи реализации программы

Цели адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ №60 

    • формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности;

    • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

При этом реализуется цель коррекционно-педагогического процесса:

    • организация процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющего как их общие, так и особые образовательные потребности, заданные характером нарушения психического развития.

 

Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:         

  • создание специальных условий для воспитания и образования детей с ОВЗ;

  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП ДО ГБДОУ д/с №60;

  • обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, индивидуальных особенностей;

  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Задачи адаптированной основной образовательной программы ГБДОУ д/с №60 решаются через вариативные формы специального сопровождения детей с ОВЗ. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей детей с ОВЗ и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Предусматривается возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий воспитания и образования.

При реализации АООП ДО используются следующие механизмы:   

    1. Индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с ОВЗ.

    2. Постоянный мониторинг результативности воспитательно-образовательного процесса, уровня и динамики развития психических процессов у ребенка, исходя из характера имеющихся нарушений.

    3. Применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на психические процессы.

    4. Использование в коррекционном процессе принципов развивающего обучения:   

      принцип творческого характера развития;

      совместная деятельность и общение;

      принцип ведущей деятельности;

      определение зоны ближайшего развития;

      учет сензитивных периодов развития;

      принцип амплификации (расширения) детского развития;

      принцип единства аффекта и интеллекта. 

    5.  

    6. Организация психолого-педагогических условий достижения максимального эффекта коррекционно-развивающих занятий:  

      создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми и детей между собой;

      обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности;

      широкое использование на занятиях игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса детей к деятельности, а также получения ожидаемого результата;

      обеспечение ребенку возможности переживания радости от преодоленной трудности, в этих целях от занятия к занятию специально планируется постепенное усложнение заданий;

      поддержка и поощрение любого проявления детской пытливости и инициативы, благодаря этому у детей развивается способность удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении; формируется желание понять, найти объяснение непонятному, задавать вопросы взрослому.

       

    7. Психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших с ребенком изменений или их отсутствия, т. е. контроля динамики хода и эффективности коррекции.

Проведение диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности – от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата, проводят специалисты, работающие в группах компенсирующей направленности.

Психологическая диагностика (педагог-психолог) – направлена на выявление психологической структуры нарушения у ребенка, определение сохранных зон развития для подбора адекватных средств и форм воспитания и обучения.

Логопедическое обследование (учитель-логопед) – это комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

Психолого-педагогическое обследование (учитель-дефектолог) – включает в себя глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, прогноз возможных трудностей обучения и воспитания, определение оптимального пути развития.

Педагогическая диагностика (воспитатель) – это отслеживание индивидуальной динамики развития ребенка, выявление эффективности педагогических действий, дальнейшее планирование педагогической деятельности.  

Планируемые результаты освоения  АООП ДО

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного воз­раста достижения конкретных образовательных результатов и обусловли­вает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Уровень психофизического и речевого развития детей, посещающих группы компенсирующей направленности ГБДОУ д/с №60 дает им возможность достижения целевых ориентиров предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в нормативные сроки.

При соблюдении требований к условиям реализации АООП ДО целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Полноценное освоение АООП ДО детьми с ОВЗ возможно при создании условий для реализации их особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую коррекционную помощь.

 

Согласно требованиям ФГОС ДО психолого-педагогическая работа с детьми проводится по пяти образовательным областям:

-         социально-коммуникативное развитие;

-         познавательное развитие;

-         речевое развитие;

-         художественно-эстетическое развитие;

-         физическое развитие.

 

В рамках реализации АООП ДО проводятся специальные коррекционные мероприятия:

-         коррекционная работа с детьми осуществляется в ходе всего воспитательно-образовательного процесса;

-         окружающая среда оформлена специальным образом;

-         разработана система воспитательных мероприятий;

-         используются разнообразные технологии обучения, коррекционно-развивающие упражнения.

С детьми проводятся подгрупповые занятия, занятия малыми группами, индивидуальные занятия.

С целью социальной и образовательной интеграции детей проводятся совместные с детьми групп общеразвивающей направленности досуговые и спортивные мероприятия, занятия в клубе «Заботливые родители», организована система дополнительного образования.

Реализация предусмотренных АООП ДО мероприятий предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями группой специалистов ГБДОУ д/с №60. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют специалисты: логопед, учитель-дефектолог, специальный психолог/педагог-психолог, имеющие соответствующую профильную подготовку. Специалисты организуют, проводят и координируют коррекционно-развивающую, медико-восстановительную и воспитательно-образовательную работу.

Обязательным условием является систематическое специальное психологическое сопровождение коллектива педагогов, родителей, детского коллектива и самого ребенка.

Педагог-психолог реализует в своей работе задачи сохранения и укрепления психического здоровья детей, способствует их гармоничному развитию в условиях дошкольного учреждения, а также оказывает своевременную помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Цель работы учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности – оказание практической помощи, направленной на преодоление нарушений устной речи, детям дошкольного возраста с различными логопедическими проблемами, охрана, укрепление физического и психического здоровья детей, их гармоничное развитие. 

Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи дошкольникам с ЗПР, испытывающим трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях дошкольного учреждения. Для этого решаются следующие задачи: адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сфере жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Целью коррекционных занятий воспитателя является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением АООП ДО.

 

Объединяющей структурой совместной работы логопедов, воспитателей, психологов, медицинских работников и других специалистов является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ГБДОУ д/с №60. Координирует деятельность ПМПк старший воспитатель (методист).

Функционирование консилиума позволяет обобщить наблюдения педагогов, результаты обследования специалистов и разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу для ребенка с ОВЗ. А также отслеживать эффективность коррекционных мероприятий, и по мере необходимости вносить коррективы.  

Для своевременного учета особых образовательных потребностей воспитанников с речевыми нарушениями в ГБДОУ д/с №60 выстроена система обеспечивающая:

1.    Выявление в максимально раннем периоде детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и осуществление логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития.

2.    Организацию обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленными нарушениями.

3.    Получение дошкольного образования в условиях ГБДОУ д/с №60, адекватного образовательным потребностям ребенка и степени выраженности его речевого недоразвития.

4.    Создание условий, нормализующих/компенсирующих отклонения речевого и личностного развития на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений.

5.    Координацию педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения.

6.    Возможность адаптации основной образовательной программы дошкольного образования.

7.    Преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания.

 

Система коррекционной работы по АООП ДО с детьми с ЗПР направлена:

1.    На выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и создание адекватных условий для их реализации.

2.    На осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

3.    На оказание индивидуальной помощи в освоении детьми с ЗПР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

4.    На возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного поведения, взаимодействия с взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире.

 

Для детей с ЗПР образовательный процесс организуется с учетом специфики усвоения ими знаний, умений и навыков («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития). Образовательная среда организуется с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и др.)

 

При приеме ребенка в ГБДОУ д/с №60  подписывается договор с родителями, дети которых посещают группы компенсирующей направленности, в котором устанавливается ответственность сторон и предусматривается обязательство родителей выполнять рекомендации специалистов по воспитанию и обучению ребенка. Договор фиксирует обязательства основных участников образовательного процесса.

Психолого-педагогическая помощь семьям воспитанников с ОВЗ состоит из мероприятий, проводимых ГБДОУ д/с №60 с родителями (законными представителями):

-         консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;

-         просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;

-         согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях детского сада и семьи;

-         помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

-         участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;

-         регулярные контакты родителей и специалистов (беседы, телефон, интернет и т.д.).  

Сотрудничество с семьями направлено на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов ГБДОУ д/с №60 и родителей (законных представителей) воспитанников в интересах ребенка с ОВЗ и его семьи.

 

Распорядок дня групп компенсирующей направленности соотносится с возрастом ребенка и с режимом работы соответствующей группы – с 8.00 до 18.00 или с 7.30 до 17.30.

 

Организационные условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с №60 обеспечивают:

-         Администрация ГБДОУ д/с №60 

-         Совет ГБДОУ д/с №60

-         Педагогический Совет

-         Родительский комитет

-         Психолого-медико-педагогический консилиум ГБДОУ д/с №60

-         Творческие группы педагогов

-         Система мониторинга за качеством коррекционного образования и воспитания. 

Развивающая образовательная среда ГБДОУ д/с №60 для детей с ОВЗ, построена с учетом их особых образовательных потребностей. Выделены отдельные, специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей используется весь комплекс имеющихся средств: бассейн, физкультурный и тренажерный залы, сенсорная комната, зимний сад.

 

Уровень квалификации педагогических работников, реализующих АООП ДО ГБДОУ д/с №60, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

 

В ГБДОУ д/с №60 созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, используется совокупность информационных технологий и соответствующих технических средств.

 

Материально-техническая база ГБДОУ д/с №60, созданная для реализации АООП ДО ГБДОУ №60 соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников.  

Дата последнего обновления страницы 07.08.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»